В этом году Государственный музей В.В. Маяковского празднует день рождения поэта четыре дня (18-21июля), организовывая мероприятия в квартире семьи Маяковских на Большой Пресне, а также на трех дружественных площадках: в Государственном музее А.С. Пушкина, Еврейском музее и центре толерантности и на даче Маяковского на Акуловой горе в Пушкино.
18 июля
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А.С. ПУШКИНА
(Пречистенка, 12/2, СТР. 1)
18:00
Приветственное слово директора Государственного музея В.В. Маяковского Алексея Лобова и директора Государственного музея А.С. Пушкина Евгения Богатырева.
18:30
Презентация народного сборника стихотворений В.В. Маяковского «Про тебя»
Сборник состоит из 30 лучших стихотворений Владимира Маяковского, отобранных в ходе голосования самими читателями. Иллюстрации выполнены в стиле коллажа, который так любил сам поэт, дизайнером и исследователем Ильей Старковым. Главная цель издания — сделать Маяковского ближе и понятнее, придать ему новое звучание, поместить почти столетнего классика в контекст XXI века и еще раз доказать, что он «был и остается лучшим, талантливейшим поэтом».
19:00
Лекция «Фотомонтаж в авангардном дизайне 1920-х годов»
В ходе лекции будет рассказана история и предпосылки возникновения техники фотомонтажа, одного из главных символов графики авангарда, а также о ее развитии и основных трендах. Слушатели узнают об эволюции новаторской оформительской техники в 1920-х годах и работах пионеров дизайна Александра Родченко, Густава Клуциса, Эль Лисицкого, благодаря которым фотомонтаж появляется и становится сверхпопулярным.
Лектор – Илья Старков, исследователь, дизайнер, автор культурологического проекта «Тогда» о 1920–1950-х годах, редактор проекта «Электронекрасовка».
20:00
Мастер-класс «Книга без единого гвоздя» / «Книга-хлопушка»
Каждый участник мастер-класса получит основные навыки создания книги, а также сделает простейшую «книгу художника». Жанр «книга художника» является одним из передовых камерных направлений современного искусства. Зародившись во Франции в конце XIX века, он трансформировался в уникальный творческий жест русских футуристов в начале XX столетия. В этом жанре творили многие классики искусства: Анри Матисс, Пабло Пикассо, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных, Велимир Хлебников. Современные авторы сумели не утратить связь с этой богатой традицией, а также внесли в нее много нового. Благодаря этому появились книги-объекты, книги-инсталляции, книги-перформансы и многое другое.
Мастер-класс проводит художник Валерий Корчагин, член Творческого союза художников России, секция «Новейшие течения», работающий в жанрах графики, инсталляции, бук-арт. С 2010 года участник Международного объединения «Книга Художника».
Дополнительная информация на официальном сайте Государственного музея А.С. Пушкина: pushkinmuseum.ru
19 июля
16:00
Кураторская экскурсия по выставке «"Пушкиноты млеющего полдня". А.С. Пушкин и русский литературный авангард ХХ века»
Литературная война для авангардного искусства – норма жизни. Воевали все против всех. «Появление Новых поэзий подействовало на еще ползающих старичков русской литературочки, как беломраморный Пушкин, танцующий танго», – гордо заявляли футуристы. Но неожиданно оказалось, что у футуристов с Пушкиным много общего. Он так же с молодых лет участвовал в самой задиристой литературной группе «Арзамас». Так же выслушивал пристрастные ругательные мнения о себе. Создал журнал, стараясь воплотить собственные, на тот момент смелые, прогрессивные, новаторские идеи. «Бойтесь пушкинистов!» – заклинал его Маяковский, записывая в своем стихотворении в соредакторы журнала «ЛЕФ». Война с Пушкиным превратилась в войну за Пушкина…
Экскурсию ведет куратор и научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского Галина Антипова.
17:00
Лекция «Маяковский как Пушкин»
Через пять лет после гибели поэта появилась знаменитая резолюция Сталина на письме Лили Брик: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление». Начался посмертный принудительный культ Маяковского. Одна из граней этого процесса, растянувшегося на полстолетия, — наделение Владимира Маяковского статусом нового, советского Пушкина. Между тем, сопоставление Маяковского и Пушкина широко проводилось еще при жизни поэта, особенно во второй половине 1920-х; сопоставление как комплементарного, так и издевательского характера. В лекции будет продемонстрирован широкий пласт соответствующих визуальных артефактов 1920-х / 1980-х годов.
Лектор – Андрей Россомахин, филолог, искусствовед, исследователь русского авангарда, научный редактор серии «Avant-Garde» в издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор (и соавтор) более 100 публикаций, а также 20 книг (в том числе о крупнейших фигурах авангарда ― Хлебникове, Маяковском, Каменском, Хармсе и др.).
Участие во всех мероприятиях бесплатное. Информация и регистрация на официальном сайте Государственного музея А.С. Пушкина: https://clck.ru/H2WDJ