Как Вы пришли в профессию — случай или мечта?
В детстве я был довольно раздолбайским подростком, но понял, когда повзрослел, куда мне идти, – захотел работать в кино. Окончил вуз, начал работать монтажером, а в 26 лет, когда уже пошел на повышение квалификации, понял, что хочу ставить сам. Начал с музыкальных клипов, затем решил сделать игровой фильм, которым и стала короткометражка "Забытое". Это скорее мечта, чем случай. Я такой человек, что если чего-то хочу, то делаю это.
Что Вам помогает /вдохновляет в Вашей работе?
Вдохновляет сама жизнь, желание делать фильмы. Я сам могу себя подстегнуть. Помогает вселенная, Всевышний, когда что-то задумал, захотел и стал предпринимать активные действия, то вокруг собираются не безразличные люди, а единомышленники и соучаствующие, которые помогают мне воплотить идеи в жизнь. Сама жизнь вдохновляет и помогает.
Как делается короткий метр? Есть ли какие-то каноны, особенности, отличия от полнометражного фильма?
Полнометражный фильм я не снимал, но мое отличие в том, что нет никаких продюсеров, продюсером являюсь я сам. Соответственно, мне никто не может диктовать условия. Кроме того, в короткометражном формате можно реализовать все свои идеи. Еще одно различие в бюджете и масштабе, поэтому полнометражный фильм сделать в разы сложнее.
Бывает ли, что при съемке сценарный замысел трансформируется полностью или частично при актерском прочтении роли?
Всякое бывает, процесс съемок непредсказуем, и сценарий — документ условный. В моем случае, артисты соглашаются или нет, если не соглашаются, то они что-то предлагают, а решение уже за мной. Конечно, бывает, что текст меняется, находятся новые смыслы и раскрываются персонажи при прочтении артистом, который его воплощает. У Безрукова Гамлет будет одним, а у Киану Ривза совершенно иным — это для сравнения. А ведь текст один и тот же. Все поиски — это совестная работа, но именно режиссер ставит артисту задачу, а тот ее воплощает.
Сколько человек работает в Вашей команде при создании фильма? От задумки до премьеры.
Начинается все со сценария. Для картины "Забытое" мы его написали вместе с Игорем Ивановичем Сукачевым — моим отцом. Но изначально на просторах интернета была найдена эта реальная история, а потом мы ее переработали в сценарий. Дальше я, как режиссер и продюсер, искал артистов, объекты, съемочную группу, потом организовывал премьеру, общался с агентством, которое занималось фестивальным представлением фильма. Участвовали больше 100 человек. На премьере "Забытого" на сцену вышли 50-60 человек, а ведь кино маленькое.
Нужно ли угождать зрителю или важно быть верным себе для создания успешного проекта?
Очень сложный и неоднозначный вопрос. Российское авторское и мейнстримовое кино для широкого зрителя, по моему мнению, за рядом исключений — одинаково [некачественное]… Нужно быть верным себе и думать головой, что ты делаешь, какое влияние это окажет на мир, нужно ли вообще это делать. Михалков недавно сказал, что большинство режиссеров работают за зарплату, но их фильмы не нужны миру и обществу. И он прав. Я понимаю, что всем нужны деньги, но бездарное кино забивает гвозди в гроб российского кинематографа, наша нация деградирует. Нужно быть верным себе и думать о других, ведь если ты творец, несешь какую-то мысль, она должна воспитывать лучшие качества и при этом развлекать. Оно должно и развлекать и иметь глубокую мораль, идеи добра. Я это так для себя вижу. Мой рецепт — если нравится мне, то понравится и другим. Пока это оправдано, посмотрим, что будет дальше.
Расскажите об истории создания фильма "Забытое": сюжет, подбор актеров, ключевые моменты.
Захотел я поставить фильм, стать режиссером. Хотел снять художественно-игровое кино. Я человек молодой и амбициозный, поставить историю о серьезной травме зрелых людей, которые переживают кризис своих отношений, — это серьезный вызов. В такой ситуации я никогда не был, поэтому не мог подключить свой личный опыт. Кино делалось 2 года от написания до премьеры. Иногда съемочные дни были раз в месяц, потому что надо было собрать артистов и съемочную группу, которые работали на голом альтруизме. Я был заложником этих обстоятельств. В какой-то момент я решил, что эта история должна быть без слов, она стала путешествием в мир неизвестного, что добавило картине колорита. Плюс это мой фетиш по старому кино, где нет пустых диалогов и болтовни, а есть набор движущихся картинок, изображение и монтаж, передача эмоций. Юрий Анпилогов отозвался одним из первых, когда я только бросил клич, за что ему огромное спасибо. Затем постепенно была собрана вся банда. Мы сделали картинку, которой очень гордимся. Путь в 2 года на экране занял 27 минут.
Почему важно увидеть "Забытое"?
Тут придется говорить громкими словами, а хочется, чтоб каждый посмотрел сам и решил, важно это ли нет. Для меня важно, потому что это история о настоящей любви, о человеколюбии и взаимопонимании, о жизни как таковой. О том, что в жизни случаются разные моменты и разные ситуации, на которые мы никак повлиять не можем, но жизнь продолжается и каждый момент ее прекрасен. Надо бороться за счастье, любить, жить полной жизнью. "Забытое" — о настоящей любви, я сопереживаю всем персонажам этой истории.
Расскажите о Вашем новом проекте — короткометражном научно-фантастическом художественном фильме, основанном на рассказе Айзека Азимова, главным героем которого является «отец» советской атомной бомбы Игорь Васильевич Курчатов.
Меня в очередной раз уволили с полнометражного фильма. Я не хочу делать дрянь, но у нас больше количество непрофессионалов с плохим вкусом в индустрии кино, они занимают руководящие должности, продюсерские позиции. Настоящих продюсеров, которые понимают весь процесс, можно пересчитать по пальцам. Меня уволили в пятый раз, за неделю до съемок полнометражного фильма. А я себе поставил задачу, что в 2018 году буду обязательно снимать. И в это время замечательный сценарист Павел Усачев дал мне сценарий, я решил, что это отличная история, я могу вложить в нее часть денег, которые мне заплатили за подготовку фильма, сниму часть, а потом пойду искать дофинансирование. Через две недели Павел позвонил и сказал, что до меня уже предложил эту историю кому-то. Я оказался опять у разбитого корыта, а ведь был уже конец ноября. Тогда решил, что беру первый попавшийся короткий рассказ, который мне нравится и его снимаю. В этот момент я чихаю — отлично! Дальше вопрос, какого бы автора взять? И мне приходит в голову — Айзек Азимов. И опять чихаю. Раньше я этого автора не читал, но всю жизнь его знаю, его книги лежат у меня на полках. Прочитал два или три рассказа и нашел то, что искал, понял, что это действительно глубокая и важная история. Главный герой Юрий Анпилогов, в одном из эпизодов будет Михаил Горевой — они также снимались в "Забытом". Больше про фильм я рассказать ничего не могу, все это большая творческая тайна.
"Ночь кино" объединяет посетителей музеев, театров, библиотек, кинотеатров… что Вы можете пожелать нашему зрителю?
Я рекомендую больше читать книги, ходить в музеи и театры, и только потом в кино. Самое важное, это литература, мы деградируем без чтения. Цифровые технологии вещь полезная, но из-за перенасыщения человек уже не может концентрировать внимание. Читайте литературу, узнавайте, какие мы на самом деле, узнавайте, какая у нас великая культура и люди.